В. Владимирский "Андрей Дашков" - О творчестве Андрея Дашкова - Статьи - Критика, интервью - Андрей Дашков
Андрей Дашков
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
О творчестве Андрея Дашкова [3]
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Статьи » О творчестве Андрея Дашкова

В. Владимирский "Андрей Дашков"

Василий Владимирский

АНДРЕЙ ДАШКОВ

Андрей Дашков - автор более полудюжины опубликованных на сегодняшний день романов и нескольких десятков рассказов. Произведений как с почти фэнтезийной, так и с почти научно-фантастической фабулой. "Почти" - потому, что Андрей никогда не затворялся в рамках какого-то одного жанра, легко перебрасывая мостики на соседние острова необъятного Архипелага Фантастики.

Разберемся подробнее с некоторыми из произведений писателя - на наш взгляд, этапными для Андрея Дашкова.

Первым крупным произведением Андрея Дашкова стал роман "Отступник" из трилогии про Сенора по прозвищу Железный Затылок. Впервые он вышел в сборнике "Сумерки мира" серии элитарной фантастики "Перекресток", хорошо памятной всем тем, кто с начала девяностых следит за эволюцией харьковской школы фантастики. Позже, вместе с романами "Обманутый" и "Обезображенный", продолжающими цикл, "Отступник" был переиздан в однотомнике "СТРАНСТВИЕ СЕНОРА" серии "Новая русская фантастика".

Появление первого крупного произведения писателя дало критикам повод сравнить стиль Андрея Дашкова со стилем Майкла Муркока. Сергей Бережной писал: "Роман А.Дашкова "Отступник" - первый в серии. Ну очень похоже на Муркока. Фэнтези в духе "Корумовского цикла", хотя и на порядок умнее." (см.: журнал "Двести", "Б"). Надо заметить, основание для сравнений такого рода роман давал. Сюжет трилогии весьма напоминал сюжеты произведений М.Муркока, появившихся на отечественном рынке несколькими годами раньше. Хаос медленно поглощает изолированный от прочих миров феодальный Город, где обитает Сенор. Беспрерывно плетущий нити заговоров и сам то и дело попадающий в чужие сети, главный герой довольно бестолково мечется по своей маленькой замкнутой вселенной, стараясь не только выжить, но и одолеть своих многочисленных противников и конкурентов... Не всегда и сам понимая, зачем и ради чего. Разумеется, действие трилогии не ограничивается стенами Города - во втором романе Сенор отправляется в странствие по окружающей его мирок Зыбкой Тени.

В целом динамичность повествования в "СТРАНСТВИЯХ СЕНОРА" поддерживалась в первую очередь благодаря постоянному введению автором все новых и новых сущностей. Дашков ни на секунду не дает читателю передохнуть, осмыслить один из постулированных законов мироздания, тут же обрушивая на него информацию о следующем законе, полностью или частично отменяющем предыдущий. Так же калейдоскопически мелькают и герои трилогии, как правило - сверхъестественные существа с изуродованными магией телами и душами. Однако в той же рецензии Сергей Бережной пишет: "Надо заметить, что цели своей автор добился: мне уже хочется прочитать продолжение. Муркоку это не удалось: вторую трилогию о Коруме я читать не собираюсь..." Примерно так же приняло этот роман большинство читателей и критиков.

В романе "ЗВЕЗДА АДА" , написанном в 1994 и вышедшем в 1996 году, жутковатые герои и таинственные артефакты уже не сменяют друг друга с такой головокружительной быстротой. Возможно, одной из причин подобной трансформации стиля Андрея Дашкова стал объем произведения: если в "Отступнике" было не более девяти авторских листов, то в "ЗВЕЗДЕ АДА" - уже двадцать. Впрочем, количество и разнообразие тайных организаций, магических предметов, а также заговоров и контрзаговоров и в новом произведении продолжало поражать воображение.

Одновременно в новом романе более выпуклыми, яркими делаются мотивы, характерные для "литературы ужасов". Ужасное и, по идее, пугающее встречается тут на каждом шагу: это и мучительные пытки, и некромантия, и многочисленные отвратительные монстры... Но по-настоящему страшно не становится, поскольку антураж слишком чужд современному отечественному читателю, вселенная, которую описывает Дашков, чересчур непривычна. Не возникает своеобразного перепада, ощущения шока, появляющегося, когда читаешь о вторжении потусторонних сил в привычный и обыденный мир. Здесь нет и необходимого для литературы ужасов "страдающего" персонажа, обычного человека, с которым мог бы отождествить себя читатель. Впрочем, как и первая книга автора, "ЗВЕЗДА АДА" не дает оторваться, заставляет переворачивать страницу за страницей в желании узнать: что там дальше? Примерно такая же ситуация сохраняется в романах-продолжениях: "ЗМЕЕНЫШЕ" и "СЛУГЕ ОБОРОТНЕЙ".

Роман "ВОЙНЫ НЕКРОМАНТОВ", появившийся на книжных прилавках в 1999 году - последнее из опубликованных на сегодняшний день крупных произведений автора. В целом здесь сохраняются тенденции, характерные для всего творчества Андрея Дашкова. Разве что новых сущностей еще меньше и прописаны они с еще большей тщательностью. Все герои этой книги - монстры, каждый по своему, физически или психически. Ни один не вызывает сочувствия, только болезненный интерес: ради чего они живут? Как они будут взаимодействовать с другими героями-монстрами? И кто в итоге победит? У Дашкова нет светлых и темных, симпатичных и антипатичных героев. В его книгах сталкиваются разные, но в равной степени параноидальные миры. А потому за их столкновением наблюдаешь с неизменным интересом, хотя и несколько отстраненно.

Следует отметить, что Андрей Дашков неоднократно претендовал на главные "фантастические" премии бывшего СССР. В 1995 году его роман "Отступник" был номинирован на премии "Интерперсскон" и "Бронзовая улитка", в 1997-м году это достижение повторил рассказ "КОРМЛЕНИЕ ЧЕРНОЙ СОБАКИ" . Кстати говоря, в речи на вручении "Бронзовой Улитки-97" Борис Стругацкий отметил "КОРМЛЕНИЕ ЧЕРНОЙ СОБАКИ" как один из самых нестандартных рассказов года.

И верно: сегодня Дашков - один из самых странных и непредсказуемых писателей харьковской школы. Он достаточно хорошо владеет словом, чтобы работать в разных жанрах - от фэнтези до "твердой" НФ и хоррора, - но пока предпочитает трудиться на их стыке. Сложно угадать, в каком направлении этот автор будет развиваться дальше. А может быть он, напротив, копнет еще глубже, и попытается сделать то уникальное, не имеющее названия литературное направление, единственным представителем которого является, новым самостоятельным жанром, привлекающим других писателей.

Категория: О творчестве Андрея Дашкова | Добавил: dash (03.11.2010)
Просмотров: 893 | Комментарии: 1 | Теги: статья | Рейтинг: 4.6/15
Всего комментариев: 1
1  
В принципе, можно согласиться. Но есть замечание: рецензенту следовало бы знать, что прозвище Сенора - не "Железный" Затылок, а Холодный Затылок.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ссылки
  • Книги Андрея Дашкова на ЛитРес
  • Книги Андрея Дашкова в Andronum
  • Писатель-фантаст Андрей Дашков
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Статистика
    Рейтинг@Mail.ru
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    © Дашков А.Г., 2010-2016