Д. Донерман "Андрей Дашков: Поэтика на грани инферно" - О творчестве Андрея Дашкова - Статьи - Критика, интервью - Андрей Дашков
Андрей Дашков
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
О творчестве Андрея Дашкова [3]
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Статьи » О творчестве Андрея Дашкова

Д. Донерман "Андрей Дашков: Поэтика на грани инферно"

АНДРЕЙ ДАШКОВ: ПОЭТИКА НА ГРАНИ ИНФЕРНО

Дашков Андрей Георгиевич родился в 1965 году в городе Харькове.

Как пишет в одной из своих автобиографий сам автор: "Интерес к фантастике проявился у меня с детства; первое яркое впечатление -- "Неукротимая планета" Гаррисона, опубликованная в журнале "Вокруг света" в начале 70-х годов. По сравнению с советской фантастикой тех лет это было как... рок-музыка -- еще одна отдушина, через которую врывался свежий ветер.

Писать начал в начале 90-х. Отчасти толчком послужили многочисленные переводы зарубежной "фэнтези", изданные в тот период. Чуть позже состоялось знакомство с другими харьковскими писателями -- Г. Л. Олди, А. Валентиновым, А. Бессоновым и др. Увлечения не изменились -- книги, музыка и астрономия. Любимые писатели: Генри Миллер, Джон Фаулз, Эдуард Лимонов, Эрих Мария Ремарк, Грэм Грин, Стивен Кинг, Андрей Дашков. Любимые поэты: Томас Стернз Элиот, Федор Сологуб, Эдгар Ли Мастерс."

А вот о том, что пишет сам Дашков -- разговор особый. Пожалуй, на сегодняшний день это единственный автор на просторах бывшего Советского Союза, который давно, последовательно и успешно работает в жанрах "черной фэнтези", "ужасов", остросюжетной мистики и мистико-фантастического психотриллера. Динамика развития творчества Дашкова прослеживается достаточно отчетливо. Начал Андрей с относительно небольших рассказов "ужасов", одновременно работая над романом-трилогией "Странствия Сенора" в традициях остросюжетной "черной фэнтези" и довольно близкого по стилистике к некоторым романам Майкла Муркока. (Отметим только справедливости ради, что на момент написания первого романа трилогии -- "Отступник" -- Муркока Андрей еще не читал.)

Упомянутый "Отступник" был опубликован в 1993 г. в составе сборника "элитарной фантастики" "Сумерки мира" (серия "Перекресток", Харьков, "Око"). И сразу же после публикации романа в адрес творческой мастерской "Второй блин", которая подготовила сборник, посыпались письма читателей: "А где продолжение? Когда выйдет?!"

К сожалению, ждать читателям пришлось довольно долго. Полностью трилогия "Странствия Сенора" (романы "Отступник" (1992), "Обманутый" (1993) и "Обезображенный" (1993)) была издана лишь в 1996 г. (Харьков, "Фолио" -- Москва, "АСТ", серия "Новая русская фантастика"). В книгу также вошли два рассказа Андрея, никак не связанные с трилогией.

Запутанные интриги, черная магия, странные и жутковатые существа, сюрреалистический гибнущий мир -- и гланый герой трилогии, Сенор, человек без прошлого, ощущающий себя марионеткой в чьей-то непостижимо сложной игре и стремящийся достичь неведомого идеального состояния, именуемого Завершением. Hекое мучительное стремление заставляет его бросить вызов существующей власти и, пренебрегая смертельными опасностями, отправиться на поиски своей истинной сущности...

В том же 1996 году в издательстве "ЭКСМО" (Москва), в серии "Абсолютная магия", двумя томами выходит еще одна трилогия Андрея Дашкова под названием "Звезда Ада": книги "Звезда Ада" (1994) и "Змееныш" (романы "Змееныш" (1995) и "Слуга оборотней" (1996)). Снова -- "черная фэнтези", но теперь уже в книгах отчетливо ощущается свой, неповторимый стиль автора. С первых же строк читатель окунается в мрачную и засасывающую атмосферу безумно искаженного мира, который весьма убедительно рисует перед ним автор. Мира, где речь уже не идет о противостоянии Добра и Зла -- а лишь о противостоянии зла малого Злу куда более ужасному и могущественному.

Итак, "Звезда Ада". Мир спустя два тысячелетия после глобальной катастрофы, необратимо изменившей его облик. Технические и научные знания практически утрачены, зато люди приобрели магические свойства. В частности, таинство Превращений сделало возможным существование не только в человеческом теле...

Главный герой романа, Стервятник Люгер, представитель знатного, но обедневшего рода, повеса, распутник и авантюрист, неожиданно оказывается вовлеченным в опаснейшую и непонятную интригу. В поисках своей возлюбленной, похищенной оборотнями из тайной Лиги Hерожденных, он совершает немыслимое путешествие через враждебные земли, преодолевает множество препятствий... "Типичный фэнтезийный "квест": доблестный рыцарь спасает прекрасную принцессу, кроша по дороге "в капусту" толпы врагов и чудовищ," -- усмехнется умудренный опытом читатель -- и будет в корне не прав! Никакого благордства и "суперменства" в Люгере нет и в помине. Ему противостоят настолько могущественные и жуткие силы, что выходить с ними на "честный бой" равносильно самоубийству. И Люгер, во имя спасения любимой, не останавливается ни перед чем: он предает, убивает, обманывает, вступает в союз с любыми силами Зла -- и в конце концов добивается-таки своего, сделав, казалось бы, невозможное! Вот только какую цену приходится заплатить ему за это...

Трилогия "Звезда Ада" выглядит заметно мрачнее "Странствий Сенора" (также не блещущих оптимизмом!); "инфернальное" начало проявляется здесь намного сильнее -- но и написана трилогия на заметно более высоком литературном уровне: сказывается накопленный за годы работы опыт. Тем не менее, и "Звезду Ада", и "Странствия Сенора" можно условно отнести к "раннему" или "фэнтезийному" периоду творчеству Андрея Дашкова.

После чего в творчестве Андрея наступает перелом, или, если угодно, качественный скачок. Следующий роман Дашкова: "Умри или исчезни!" (1996) -- это уже не "фэнтези". Это мощный, психологичный и психоделический -- и при этом одновременно динамичный мистический психотриллер с изрядной "примесью" романа ужасов и элементами "альтернативной истории". Как ни странно, подобная "гремучая смесь" вышла на удивление цельной. Роман читается на едином дыхании, несмотря на то, что в процессе чтения у читателя время от времени буквально волосы дыбом встают: уж что-то, а создавать атмосферу ужаса Дашков умеет! Ужаса неотвратимого и неумолимого, от которого нельзя ни спрятсться, ни убежать, ни одолеть его в открытом бою, встав лицом к лицу -- ибо ужас этот гнездится не только вовне, но и внутри тебя. Не побоимся утверждать, что по психологичности, достоверности деталей и умелому нагнетанию атмосферы запредельного ужаса этот роман не уступает ряду произведений "короля жанра" -- Стивена Кинга. А по динамике действия внутреннего и внешнего -- так и намного превосходит многие книги заокеанского мэтра!

Жизнь -- всего лишь один из снов, который может легко превратиться в кошмар, если вы помешали чьей-то охоте... Тайна жутких убийств никогда не будет раскрыта, потому что они совершаются теми, кто умеет перемещаться в сновидениях. Это мистическое искусство непостижимо и доступно единицам, обреченным на бегство до конца своих дней.

Четыре существа становятся союзниками: пятисотлетний масон, ничем не примечательный молодой человек, девушка и бродячий пес. Единственное, что их объединяет -- стремление выжить в страшной игре и понимание того, что они являются в ней всего лишь пешками...

Как уже было сказано выше, роман "Умри или исчезни!" является новой качественной ступенью в творчестве Андрея Дашкова. Кстати, роман этот оказался просто фатально "невезучим": на него трижды (!) подписывался издательский договор, но книга в итоге вышла в свет лишь с третьей попытки, в 2000-ом году (СПб, "Северо-Запад Пресс", серия "Перекресток миров"), через четыре года после написания.

Следующему роману Дашкова -- "Войны некромантов" (1997) -- повезло больше. Он был опубликован "с первой попытки" в 1999 г. издательством "Северо-Запад" в серии "Перекресток миров". Как нетрудно догадаться по названию, и на этот раз будущее Человечества в романе Дашкова выглядит не слишком оптимистично.

Роман содержит взаимопроникающие элементы древнеегипетской мистики и культа вуду и может быть отнесен к синтетическому жанру, являясь одновременно антиутопией, психологическим и мистико-фантастическим триллером, а также жестким боевиком. Однако главное в романе -- отнюдь не динамичный сюжет и не сражения "психотов" с "технами", не противостояние телепатов-психокинетиков и колдунов вуду с их воинами-зомби. Этот роман -- о свободе воли. Свободны ли мы в своих действиях, когда совершаем тот или иной поступок? Когда делаем выбор? Или выбор этот давно уже сделан за нас, и мы, подобно зомби, лишь следуем заложенной в нас "программе", даже не подозревая об этом и наивно полагая, что выбираем сами? Не даром один из главных героев романа -- зомби, который так и не может понять до конца, жив он на самом деле или мертв? В какой момент им движет приказ колдуна-хунгана, а в какой -- его собственная воля? И сохранилась ли она, эта воля -- или ему просто не дано отследить все те тонкие нити, которые управляют им?..

Тем не менее, трудно удержаться, чтобы не привести еще один короткий, но очень яркий отзыв на "Войны некромантов", обнаруженный нами на просторах Интернета. Взгляд автора этих строк на роман Дашкова явно в корне отличен от изложенного нами выше. Итак:

"Читатель, стой! Если ты еще жив -- немедленно закрой эту книгу! Это не мистика, это не ужасы, это не некроромантизм. Это некрореализм! И живым здесь делать нечего."

Сильное, однако, впечателение произвели "Войны некромантов" на автора этой мини-рецензии!..

Следующий роман Дашкова -- "Двери паранойи" (1997, издан в начале 2001 г., "Северо-Запад Пресс", СПб, серия "Перекресток миров") явился продолжением этапного "Умри или исчезни!". Видимо, автору не хотелось расставаться с полюбившимися ему героями -- и, как нам кажется, зря. Продолжение вышло заметно слабее первой части, как это бывает почти всегда. (Отметим, что и первые романы трилогий "Странствия Сенора" и "Звезда Ада", на наш взгляд, более удачны, чем их продолжения.) Роман начинается кровавым побегом героев из психиатрической больницы, куда их упрятали в финале первой книги -- и далее, полностью соответствуя названию романа, перед героями и читателем настежь распахиваются "Двери паранойи". Психоделический кошмар мгновенно засасывает их, и персонажи, переставая быть героями, безвольно плывут по течению зловонной реки из слизи, крови и бреда, конца которой для них уже не будет. Если в "Умри или исчезни!" они, понимая безнадежность своих усилий, тем не менее пытались противостоять могущественному врагу, то здесь "герои" ломаются почти сразу, и если и пытаются время от времени вяло барахтаться, то делают это лишь по инерции. Концентрация ужаса и мрака в романе почти предельная, на грани физиологического отвращения.

Не исключено, что здесь сыграла роль и писательская судьба самого автора: почти два с половиной года (с конца 1996-го по первую половину 1999-го) у Андрея не вышло ни одной книги -- только публикации в периодике, в основном -- в кировоградском журнале "Порог". Видимо, это (и не только это, естественно) отразилось и на его творчестве, сделав мировосприятие Андрея еще более мрачным. К этому же периоду творчества Дашкова относятся повести "Мокрая и ласковая" (1996, впервые опубликована в альманахе фантастики "Перекресток", выпуск 1, июль 1999 г.), "Homo Super" (1998, впервые опубликована в журнале "Порог", 2000) и ряд рассказов.

В 1998 г. Андрей Дашков пишет новый роман "Бледный всадник, Черный Валет" (на момент написания данной статьи готовится к публикации в издательстве "АСТ" (Москва), в серии "Звездный лабиринт"). Произведение написано в жанре "истерн", являющемся пародией на "вестерн" и попыткой приложить последний к сугубо местным "реалиям", порой доведенным до абсурда (или логического завершения), а также банальной историей борьбы добра и зла, но в условиях, когда у добра остается смехотворно мало шансов. В этом романе более отчетливо, чем в прочих произведениях, проявляется своеобразный "черный юмор" Дашкова, добавляя в повествование специфический оттенок мрачного фарса. Похоже, автор ищет новые пути и новые выразительные средства. И местами находит их, причем весьма удачно. Одна только фраза о "дзэнском мастере Винни-Пухе" чего стоит! Роман этот для Дашкова является экспериментальным, и кое в чем эксперимент этот достигает успеха. Кажется, для автора наступает пора снова "сменить кожу".

Следующий роман Андрея -- "Утраченный свет" (1999, выпущен издательством "АСТ" в серии "Звездный лабиринт" осенью 2001 г.) -- в первом своем варианте являлся квинтэссенцией мрака и безысходности, "переплюнув" в этом плане даже "Двери паранойи". Однако, перечитав текст, автор сам содрогнулся и основательно переработал роман, что явно пошло последнему на пользу. В итоге получился весьма неординарный жесткий психотриллер с некоторым уклоном к "киберпанку" (чего за Дашковым ранее никогда не водилось). А к названию романа добавился подзаголовок: "Оптимистический вариант". Позднее, посмотрев фильм "Матрица", Андрей с горькой иронией отметил: "Ну вот, и так всегда! Я ведь об этом еще год назад написал!" Нет, разумеется, у романа с фильмом весьма мало общего, но...

Мир, в котором виртуальное настолько переплелось и срослось с материальным, что уже неотличимо одно из другого. Мир, в котором материализующиеся в "реале" виртуальные флюктуации-"глюки" убивают по-настоящему. Мир этот погибает, когда ядерной ракетой уничтожается стабилизирующий фактор -- компьютерный спутник "Мозгокрут", держащий под контролем всю Землю. Это роман о Человечестве, которое стало настолько зависимым от созданной им же самим виртуально-искусственной среды, что уже физически не смогло существовать без нее...

Роман "Утраченный свет" подводит черту под вторым этапом творчества Андрея Дашкова -- назовем его условно этапом "черного психотриллера".

Очередной качественный этап в творчестве Андрея Дашкова ознаменовали повести "Зверь в океане" (1999, опубликована в журнале "Порог" и в сборнике "Фантастика-2001"), "Пропуск" (2000), "Презумпция виновности" (2000), "Черная метка" (2001) и др., романы "Глаз урагана" (2000) и "Собиратель костей" (2001) (все на момент написания данной статьи готовится к публикации в издательстве "АСТ") и ряд рассказов, среди которых особо выделяется "Черный "Ровер", я не твой" (1999, публиковался неоднократно в журналах и сборниках).

Кажется, наконец-то в творчестве Дашкова началась "светлая полоса"! Нет, не подумайте, что отныне в произведениях Андрея стала царить "тишь да гладь, да Божья благодать", а также "благорастворение воздусей". Ничего подобного. Однако теперь все чаще в финале повестей Андрея ("Зверь в океане", "Пропуск", "Черная метка") главные герои не просто остаются в живых (что уже немало!). Пусть мир этих повестей по-прежнему жесток и страшен -- но герои раз за разом находят в себе силы не только противостоять окружающему их миру ужаса, насилия и жестокости, но и выходить из этой битвы победителями. Наконец-то на горизонте замаячил белый парус Надежды! Оказывется, мир вокруг все же способен меняться, и далеко не всегда -- к худшему! И в мире этом, оказывается, есть место не только аду, но и раю, и даже Раю не в переносном, а в самом прямом смысле слова (повесть "Пропуск"). Подобная тенденция в творчестве Дашкова не может не радовать. (Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!) Кстати, должны отметить также неуклонно растущее литературное мастерство Андрея; образный, парадоксальный, сочный язык уже становится своеобразной "визитной карточкой" этого интересного писателя.

Отдельно стоит остановиться на романе "Собиратель костей". Казалось бы, уже знакомый антураж умирающей постапокалиптической Земли должен был бы давно приесться и автору, и читателю... ан нет! Именно здесь, в "Собирателе костей", как нигде, наиболее ярко проступает мрачная поэтика умирания и всеобщего тления, горьковатый дух декаданса, в той или иной степени характерный для многих произведений Дашкова. Однако "Собиратель костей" -- это квинтэссенция декаданса, его гимн и эпитафия одновременно. "Собиратель костей" -- это роман настроения, роман антуража, роман ностальгического духа осени Человечества, роман тонких, невыразимых словами ощущений и полутонов. Сюжет, хотя и присутствует в этом романе в полной мере, играет в нем второстепенную, вспомогательную роль. Персказывать его нет никакого смысла, ибо главное в романе -- то настроение, которое он создает у читателя.

Этот роман как бы стоит особняком от всего остального творчества Дашкова, до конца не вписываясь ни в один из условно выделенных нами этапов. А написанные примерно в тот же период повести Андрея ("Пропуск", "Черная метка" и др.) просто разительно отличаются от "Собирателя костей" своими жизнеутверждающими (несмотря на всю их жестокость) мотивами.

Что ж, давайте и мы с вами будем надеяться на лучшее и с нетерпением ждать новых книг Андрея Дашкова. В конце концов, если даже в творчестве такого закоренелого адепта "черного жанра", как Андрей, возник "луч света" -- может быть, не все так плохо и в мире реальном, нас окружающем?

Искренне надеемся, что до сих пор не опубликованные книги Андрея увидят свет в самом ближайшем будущем и найдут своего читателя. Что же до самого Дашкова, то он продолжает активно писать. Недавно он закончил две новые повести, о которых говорить пока рано, но... поверьте на слово: это опять нечто совершенно новое!

Так что пожелаем автору удачи. Так держать, Андрей!

Д. Донерман, май 2000 -- октябрь 2001 г.г.

Категория: О творчестве Андрея Дашкова | Добавил: dash (03.11.2010)
Просмотров: 772 | Теги: статья | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ссылки
  • Книги Андрея Дашкова на ЛитРес
  • Книги Андрея Дашкова в Andronum
  • Писатель-фантаст Андрей Дашков
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Статистика
    Рейтинг@Mail.ru
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    © Дашков А.Г., 2010-2016