Андрей Дашков: о человеческой несвободе - Интервью с Андреем Дашковым - Интервью - Критика, интервью - Андрей Дашков
Андрей Дашков
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Интервью с Андреем Дашковым [6]
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Интервью » Интервью с Андреем Дашковым

Андрей Дашков: о человеческой несвободе

Андрей Дашков: о человеческой несвободе

(журнал "Райский уголок"»,  №8(9) октябрь 2001)

К какому жанру можно отнести Ваши произведения? Согласны ли Вы с определением «хоррор» (фантастика ужасов)?

Если честно, вопрос об определении жанра меня не очень-то интересует. Это дело литературных критиков. Могу сказать, что для меня жанр, в котором я пишу, синтетический. Здесь можно найти элементы и «хоррора», и мистического триллера. Некоторые определяют мой жанр как психотриллер, иногда оригинально обзывают «некрореализмом» и даже «некроромантизмом».

В общем, Вас можно считать родоначальником нового направления?

Считать себя родоначальником чего-либо, наверное, глупо. Об этом я тоже не задумывался. Все приходит как-то само собой. Я заранее никогда ничего не набрасываю. Никаких предварительных схем не существует. Дело в том, что изобретать какие-либо законы – значит вгонять себя же в определенные жесткие рамки.

Как рождаются Ваши сюжеты?

Быть может, я скажу крамольную вещь, но вначале как правило отталкиваюсь не от сюжета, а от антуража. В определенной атмосфере возникают какие-то герои. Я потом их «отпускаю», и если они естественные и психологически достоверные, то уже с самого начала действуют как бы сами по себе – в работу включается подсознание. И так, эпизод за эпизодом, добираются до финала. Я на сознательном уровне схем не набрасываю: «а вот на пятнадцатой странице пусть Вася пойдет к Пете, а Петя отправится туда-то…» Вообще, крайне редко знаю, чем закончится роман.

Что необходимо для написания романа? Ну, понятно, талант…

Может быть, иным даже и талант не нужен. А вообще, пожалуй, в первую очередь необходимо большое желание. Скорее, даже не простое желание: мол, дай-ка и я чего-нибудь напишу. Здесь нужна по-настоящему сильная потребность. И в определенный момент она возникает.

А как регулярно такая потребность появляется у Вас?

На сегодняшний момент у меня выпущено шесть авторских книг, не считая сборников, в которые входили произведения и других авторов. Повторно выходит роман «Странствие Сенора». И есть материал еще на четыре-пять книг – эти вещи из числа уже написанных и практически готовых к изданию. Я имею в виду не только романы. Ведь в одно издание могут включить роман и повесть или повести и рассказы. Но дело в том, что книги иногда издают с очень большим опозданием. Порой спустя несколько лет после завершения рукописи.

Происходило ли с Вами лично что-либо мистическое? Или хотя бы такое, чему Вы не можете найти объяснения?

Были случаи, когда я задним числом понимал, что произошло счастливое совпадение, возможно даже вмешательство извне. Но сказать, что это было каким-то интенсивным переживанием, которое убедило бы меня в существовании сверхъестественного – к сожалению, ничего такого экстраординарного не было. В книгах я как бы компенсирую этот недостаток. Все по Фрейду.

Вы принимали участие в фестивалях фантастики?

Официально нет. Иногда бывало, что мои поездки в другие города совпадали с проходившими там фестивалями. Например, в Питере проходит очередной «Интерпресскон», а мы туда едем улаживать кое-какие дела в издательстве. В Харькове бываю на «Звездном мосту».

Кого Вы считаете своими предшественниками?

Если не говорить о литературных институтах, которые учат очень грамотно писать, то я сомневаюсь, что кого-либо можно научить сочинять. Я ни у кого ничего не перенимаю. Другое дело, какие авторы мне нравятся на уровне «прочел – получил удовольствие». Это Стивен Кинг, Норман Мейлер, Генри Миллер, Эдуард Лимонов, Клайв Баркер, Джон Фаулз. Из поэтов – Бодлер, Элиот. Вообще, одного писателя любить невозможно. Ведь под настроение можно почитать что угодно. Книг в мире миллионы.

Кстати, Вы используете какую-либо литературу при написании собственных произведений?

Никогда. Единичные случаи, когда я заглядываю в справочники, чтобы найти тот или иной специальный термин, например, медицинский, технический или астрономический.

В романе «Войны некромантов» Вы используете активный посыл к культу Вуду и египетской Книге Мертвых…

Это тоже на уровне мифологических словарей. Для себя я тему «копаю» глубоко, но это совершенно не значит, что я все это использую в книге. Что касается темы Вуду, то в тот момент не было практически никакой литературы. Материалы пришлось искать серьезно. Какие-то фрагменты находил в основном у писателей-американцев или англичан, которые иногда касались вудуистских культов. Кажется, что-то было у Грэма Грина в одном из его «карибских» романов, что-то у Флеминга в одной из вещей о Бонде. Приходилось кропотливо составлять мозаику, чтобы, например, сложилось представление о пантеоне духов. И все равно лишь для того, чтобы вскользь упомянуть в эпизодах.

Можно ли сказать, что тема зомби – Ваша любимая?

Меня поражает, когда люди не видят за деревьями лес. Мои вещи не о мертвецах. Они о человеческой несвободе. Что такое зомби? Это запрограммированный человек. Представьте себе, что кем-либо руководит целая иерархия управляющих программ. Он пытается освободиться, срывает с себя эту шелуху оболочек одну за другой, старается избавиться от иллюзий. И никогда это человеку не удается. Внутри каждой матрешки будет еще одна – и ему никогда не добраться до себя первоначального, настоящего. Я читал некоторые отзывы в сети о «Войнах некромантов». Многие почему-то считают, что это какая-то сплошная некрофилия. Если не видят основной мысли, значит, наверное, все воспринимают слишком буквально.

У Вас уже сформировался собственный читатель?

Мнения о моих книгах на сегодняшний день самые разные, порой полярно противоположные. В основном, читатели их высказывают в сети. Когда я пишу, то не думаю о том, понравится ли это читателю. Что бы было, если бы я перед написанием каждого предложения думал, как это будет восприниматься неким неизвестным мне человеком. Повторяю, на бумаге отображается все, что испытывает потребность на ней отобразиться в данный момент.

Ваши книги, изданные в Питере, вышли в авторской редакции…

Если стиль не вызывает каких-либо вопросов, если все написано на нормальном уровне, текст вычищенный и приглаженный, то зачем издательству заниматься еще и редактированием? По-моему, сейчас это довольно распространенная практика.

Примерно сколько времени Вам требуется для написания романа?

Есть сиюминутное творческое настроение, и есть многомесячное состояние. Сроки крайне нерегулярны. Например, большой роман «Умри или исчезни» писался на одном дыхании. Я его закончил за три месяца – летом 1996 года. Тогда текст шел как по маслу. Есть и очень трудные вещи, которые приходится писать кусками. Бывает, написал треть и отвлекся на несколько месяцев. Иногда ведешь параллельно сразу две вещи, да еще вкрапляя в промежутках небольшие рассказы.

Предъявляют ли издатели особые требования к рукописям?

Предъявлять что-либо бесполезно. Роман таков, каков есть. Он и уходит издателям на рассмотрение. Устраивает – принимаю, и наоборот. Бывали отказы, например, по тем причинам, что роман слишком «черный». Или в издательстве его по каким-то причинам сочли некоммерческим. Книга издается только по факту заключения договора.

Над чем Вы работаете в настоящее время?

Не сочтите это кокетством, но просто нет смысла пересказывать вещь, которую гораздо интереснее читать в готовом, полноценном виде. Если очень коротко, то действие нового романа происходит в постъядерном мире. Во время «ядерной зимы» человечество забилось в пещеры… Не могу сказать, что это беспросветно пессимистическая вещь. Здесь затронута тема вечной борьбы добра и зла.

Беседовал Игорь Ткаченко

Категория: Интервью с Андреем Дашковым | Добавил: dash (29.08.2011)
Просмотров: 581 | Теги: интервью | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ссылки
  • Книги Андрея Дашкова на ЛитРес
  • Книги Андрея Дашкова в Andronum
  • Писатель-фантаст Андрей Дашков
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Статистика
    Рейтинг@Mail.ru
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    © Дашков А.Г., 2010-2016