Свалка - Рассказы - Тексты - Произведения - Андрей Дашков
Андрей Дашков
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Романы [14]
Повести [17]
Рассказы [41]
Стихотворения [32]
Форма входа
Поиск
Главная » Файлы » Тексты » Рассказы

Свалка
03.11.2010, 14:44

senor_folio_120mechty_sbyvautsya_120ukr_mist_fant_2009_120Андрей Дашков

СВАЛКА

Свалка была темным королевством, вечной тенью города, отброшенной в пространство окраины, изнанкой, замкнутым кругом существования, в котором сконцентрировалось нестерпимое и влекущее уродство урбанизации. Она разрасталась в течение двух десятилетий и сама превратилась в подобие города -- со зданиями из контейнеров, улицами неуничтожимого хлама, памятниками из старых автомобилей, парками из срубленных деревьев и аллеями, посыпанными пеплом, -- пока в результате действия законов какой-то неведомой топологии не стала местом, достойным изучения и поклонения.

Никто не знал точных границ свалки, и никто никогда не видел ничего, похожего на план или карту. Исказившееся пространство изменило и течение времени; человеческое сознание подверглось странной трансформации. Темное королевство жило по своим законам, не вспоминая о прошлом и забыв о будущем.

Бездомные и нищие были его подданными. Рангом выше стояли редко встречавшиеся и мрачные существа, именуемые работниками. И уж совсем мифической, почти божественной фигурой был заведующий, никогда не являвший миру свой загадочный лик.

Изредка в этой пустынной и мрачной городской тени появлялись гости -- паломники из другой страны, приезжавшие на ревущих драконах грузовиков, полных животворящего мусора. Никому не приходило в голову следить за ними; их дальнейшая судьба оставалась неизвестной. Но были и такие, кто попадал сюда по велению собственной глупости...

Где-то работала слепая машина, управлявшая медленным ростом свалки. Безмозглые муравьи сами создавали место своей ритуальной смерти, как когда-то из космической пыли некто создал планету, ставшую местом его гибели...

Планета притягивала мусор, и он ложился на ее поверхность дьявольскими узорами, в которых заблудилась чья-то душа.

*    *    *
Рита поставила свой красный «опель-кадет» на маленькую уютную стоянку, окруженную с трех сторон кустами акации. В будке сторожа никого не было, и она с сомнением обвела взглядом диковатый ландшафт. В «опеле» было установлено противоугонное устройство, однако Рита не представляла, кто мог бы здесь откликнуться на жалкое кваканье сигнала.

Машину ей подарил любовник, делавший деньги на торговле бензином, по случаю полугодового юбилея их знакомства. Рита была красива и с двенадцати лет знала, что выгодно себя продаст. Сейчас ее настоящее было безоблачно. Она обладала следующим: нескучной и не слишком напряженной работой в газете, удобной для завязывания знакомств; нюхом на скандал; талантом журналиста; богатым другом; двухкомнатной квартирой вблизи от центра, но на тихой улице; машиной; десятимесячным пит-бультерьером по кличке Босс; достаточной свободой передвижения и абсолютной легкостью в общении с людьми обоих полов.

Только вчера один из них, а именно редактор отдела, в котором Рита работала, дал ей задание написать статью о странных событиях, происходящих на городской свалке. Несмотря на внешнюю непривлекательность, тема была выигрышной, и все коллеги знали об этом. Чтобы заполучить это задание, Рите пришлось позволить старому дураку потрогать ее безукоризненную грудь, туго натягивавшую ткань четырехсотдолларового платья. А еще она дала ему несбыточную надежду и теперь чувствовала себя хозяйкой положения.

*    *    *
Слухи, бродившие по городу уже в течение пяти лет, превратили свалку в какое-то мистическое место, пугающее кладбище прошлых времен, черную комнату из детских сказок. Однако сводки криминальных происшествий давали этому фактическое подтверждение.

Количество людей, бесследно исчезнувших в районе свалки, давно превысило все рекорды. Кроме того, здесь исчезали мусоровозы и целые составы с промышленными отходами. Когда это случилось несколько раз и поиски с помощью вертолетов не дали результатов, узкоколейка, ведущая на территорию свалки, была закрыта для движения, а овраг, в котором она пролегала, превратился в место игр подростков с рабочих окраин. Иногда эти игры заканчивались плачевно.

Много раз окрестные жители наблюдали над свалкой странные явления, поставляя материал в газетные рубрики городских сенсаций. Вскоре это уже никого не удивляло; подобные сообщения прочно заняли место в ряду заметок об НЛО, появлениях всевозможной нечисти, жизни после смерти и письмах махариши.

Казавшаяся необъяснимой пассивность полиции и мэрии на самом деле объяснялась просто: город задыхался в потоке собственных отбросов. Закрыть свалку было невозможно, но даже в противном случае это не решило бы проблемы. Дырявый городской бюджет не обеспечивал удовлетворения и более насущных потребностей.

Таким образом, в этой теме было все, что нужно для хорошей статьи: немного мистики, немного злободневных городских сплетен, несколько жутких убийств, неповоротливость властей и проблема роста преступности.

*    *    *
Летний ветер доносил до нее особенный и ни с чем не сравнимый запах свалки. Высокий забор из бетонных плит протянулся по окрестным холмам бесконечной белой змеей. Только в одном месте -- может быть, там, где змея кусала свой хвост -- чернела чугунная решетка ворот: настоящее произведение искусства, почти забытого в пластмассовый век...

Ворота не открывались уже очень долго. Об этом свидетельствовали несколько висячих замков, ржавые цепи и засов, покрытый толстым слоем краски. Таким был навеки запечатанный парадный въезд, обозначавший северный предел темного королевства.

Слева от ворот висел металлический щит с надписью:

ГОРОДСКАЯ СВАЛКА
Собственность муниципалитета
Захоронение радиоактивных отходов запрещено!
Выгул собак запрещен!
Въезд на территорию только при наличии формы 9!

Рита не имела никакого понятия о «форме 9», но подозревала, что столкнулась с явным анахронизмом. До сих пор ее журналистское удостоверение позволяло беспрепятственно проникнуть куда угодно, за исключением кабинетов начальника полиции и директора городской тюрьмы.

Под щитом обнаружилась неприметная дверь в стене, оказавшаяся незапертой. Рита толкнула ее, и перед нею открылся пейзаж постатомной эры в траурной прямоугольной рамке. Какое-то нехорошее предчувствие сдавило горло. Рита обернулась и бросила взгляд на свой красный «опель», ярко блестевший на фоне зеленой листвы акаций.

Она видела его в последний раз.

*    *    *
Небо было темно-фиолетовым, и по нему проплывали белые облака, словно райские острова в адском океане. Часы на руке свидетельствовали о приближении полудня, но казалось, что внезапно наступило время сумерек. Кое-где в лабиринте свалки сверкали огни, похожие на болотные, и, пожалуй, такие же лживые. Стояла мертвая тишина. Не было слышно пения птиц и зуда насекомых.

Рита улыбнулась, подбадривая себя и отгоняя неясную тревогу (суеверие не входило в число ее недостатков), затем подошла к указателю с надписью «КОНТОРА», слабо светившемуся даже днем. Стрелка была направлена в глубину аллеи, образованной рядами старых железнодорожных контейнеров. От некоторых из них остались только рамы.

Рита пожалела о том, что не взяла с собой фотографа. Конечно, фотографиями свалки никого не удивишь, но ей самой было бы гораздо уютнее в мужском обществе. Пощелкивая пальцами, она отправилась на поиски конторы и всемогущего здешнего распорядителя.

Следующий указатель попался ей на глаза шагов через двести. Рита повернула в узкий боковой проход между полузасыпанными рельсовыми путями, на которых застыли проржавевшие платформы. Как выяснилось, рельсы исчезали среди холмов строительного мусора. Рита с сомнением посмотрела на свои туфли, выглядевшие здесь по меньшей мере неуместно, но в ее работе нужно было чем-то жертвовать. Иногда -- личными вещами. Иногда -- личным временем. Иногда -- собственным достоинством...

Тропинка, пролегавшая между холмами, по которой она шла минут пять, привела ее к очередному указателю. Совершив еще несколько поворотов в довольно мрачных закоулках, она поняла, что заблудилась. Это ее несколько обескуражило. Указатели были чем-то вроде советов злого волшебника, начертанных на придорожных камнях сказочной страны.

Проблуждав еще с полчаса, Рита не на шутку испугалась. Все произошло как-то слишком быстро и незаметно; в результате она чуть ли не впервые в жизни очутилась в нелепой ситуации.

Рита попробовала отыскать обратный путь, но очень скоро поняла, что указатели либо исчезли, либо изменили свое положение. Это уже было похоже на ловушку. Но кто знал о приезде журналистки и кому нужно было заманивать ее сюда? Теперь она без иронии вспомнила о мистических россказнях, связанных со свалкой. Затем в голове промелькнула мысль о сексуальном маньяке, которым мог оказаться, например, редактор ее отдела, имевший жену и троих детей, однако она отбросила ее как смехотворную. Происходящее больше напоминало подмостки театра абсурда -- изнанка урбанизации, стрелки, уводящие в никуда, рельсы, упирающиеся в груды металлолома, абстрактные существа, не появляющиеся на сцене, вроде служителей этого Храма Отбросов... Или же ей снился сон, который мог быть истолкован ее психоаналитиком как проявление некоего комплекса, но лишь до тех пор, пока сон не превратился в кошмар. А предчувствие кошмара витало в здешнем воздухе, слишком плотном и пронизанном сотнями неприятных запахов. Теперь в нем сильнее всего ощущался запах мокрой шерсти какого-то животного...

Рита почувствовала холод в желудке -- первый, чисто физиологический признак страха. Кричать казалось унизительным и бессмысленным. Она представила себе, каким ироничным будет отношение к ней, какими будут ответы на вопросы, если ее, эдакую бойкую и соблазнительную штучку, найдут визжащей от растерянности.

Время здесь текло по-иному. В полдень по ее часам над свалкой сгустились сумерки. Редкие огни засверкали ярче, но ни к одному из них Рите так и не удалось приблизиться. Возможно, имел место оптический обман. Не исключено, что искажалось ее восприятие... Спустя еще полчаса она почувствовала себя безмерно уставшей.

Когда Рита уже готова была закричать от отчаяния, она вдруг наткнулась на серый одноэтажный дом, похожий на казарму, -- с решетками на окнах и плоской крышей из оцинкованного железа. В двух окнах из десяти горел свет.

Это дало ей надежду. С безмерным удивлением Рита прочла надпись «КОНТОРА» рядом с дверью, медленно поворачивавшейся на петлях, хотя в воздухе не было и намека на ветер.

*    *    *
Она вошла в полутемный коридор со стенами, выкрашенными в грязно-зеленую краску. С выбеленного потолка свисали какие-то наросты. На одной из стен чем-то темным было написано: «LONG LIVE ROCK`N`ROLL!», на другой: «Мальтус – дурак». Насколько Рита могла судить, почерк был один и тот же. Она не любила рок-н-ролл и не читала Мальтуса. Человек, написавший это, был ей потенциально неприятен.

...Стук высоких каблучков гулко отдавался в пустом доме. Пустом? Откуда она взяла это? Несколько раз Рита согнула и разогнула холодеющие пальцы. Она свернула в другой коридор, в котором было пять или шесть дверей. Она толкнула правую, но та оказалась запертой. За второй дверью образовалась расширяющаяся пропасть темноты, и Рита поспешно закрыла ее. Ощущение чужого присутствия там, в темноте, вызвало у нее резкую дрожь. Она едва не взвизгнула от ужаса и почти бегом устремилась дальше.

Рядом с третьей дверью висела простая табличка из темного дерева с лаконичной надписью «Заведующий». Каждая буква испускала слабое свечение и была углублена в деревянную поверхность на несколько миллиметров. Рита никогда не видела ничего подобного.

Она постучала. За дверью раздался сухой шорох, будто гигантское насекомое складывало крылья. Человеческий голос произнес что-то нечленораздельное, и она восприняла это как разрешение войти.

Рита толкнула дверь и увидела плохо освещенную комнату с низким потолком. На стене против двери висели старинные маятниковые часы. Почему-то сверкание маятника привлекло ее внимание в первое мгновение. Но она даже не заметила, что секундная стрелка движется в другую сторону...

Потом она увидела огромный, роскошный и совершенно неуместный здесь стол, на крышке которого было натянуто зеленое сукно. За столом сидел высокий, лысый, неестественно бледный человек с потухшими глазами и медленно пережевывал что-то, а на столе лежал голый мертвец.

Рита покачнулась и нашла плечом дверной косяк. Некоторое время она смотрела на труп широко открытыми глазами. Потом ее так и не родившийся крик перешел в нервный смех.

*    *    *
То, что показалось ей мертвым телом, на самом деле было манекеном, видимо, подобранным тут же, на свалке. У него отсутствовали кисти и ступни. Гладкий пластмассовый череп отражал свет единственной лампы, освещавшей королевские апартаменты.

Король совершенно не удивился, заметив Риту, и равнодушно уставился на нее. Его плотно сжатый рот был похож на еще одну горькую складку в дополнение к тем, что обильно избороздили лоб. Потом он вдруг заговорил глухим голосом, произнося фразы нараспев, как будто читал поэму или заклинание. Но Рите это показалось именно поэтическим фрагментом без начала, смысла и конца:

...вечное море моих снов --
море одного закрытого глаза.
Крики уродливых рыб, текучих кошмаров...
Они приходят из тьмы и уходят во тьму
в поисках пищи -- те, кого Он наказал пустотой.
Последнее, что остается
в конце любых сновидений,
на самом дне закрытого глаза, --
привязанность к темному морю...

Слова подействовали на Риту гипнотически. Она смотрела прямо в бледное лицо лысого человека, и постепенно это лицо стало исчезать, превращаясь в пустое зеркало, ничего не отражавшее...

Человек встал, обошел стол и приблизился к Рите, но она как-то не осознавала этого. Голос проливался сквозь нее, словно черный ручей забвения, смывающий все наносное:

...в зеркалах, развешанных в наших убежищах,
крадется нечто совсем другое --
то, что иногда обманывает нас,
смотрит из-за звезд
или приходит со смертью.
Почти неслышное, как голоса зарытых в землю,
слишком чужое, чтобы мы захотели знать;
слишком страшное, чтобы выйти за дверь,
когда снаружи буря
и ветви стучат в окно...

Человек приближался, а она стояла, избавляясь от лжи и мишуры, облепивших ее плотным непроницаемым слоем за всю предшествовавшую жизнь.

Странная магия здешнего короля за несколько минут сделала то, чего Рита не могла достичь самостоятельно, читая Раджниша и Дайсэцу Судзуки, покуривая травку со своим другом, слушая записи шума бамбуковых рощ на своем «Philips» CD 950, а также занимаясь нейролингвистическим программированием по вечерам дважды в неделю.

Она стала по-настоящему обнаженным существом, ее истинное «я» вдруг соприкоснулось с миром впервые за множество инкарнаций. Это было жутко, возвышенно и безнадежно...

Предметы потеряли свои обличья и превратились в то, чем и были всегда, -- то есть, в пустоту, из которой сознанием были сотканы иллюзии. Слова перестали быть словами, хотя где-то, в придуманном слое жизни, бесконечно тонком и совершенно незначительном, еще звучал глухой голос безликого короля, поймавшего в свои сети благодарную жертву:

...пока на убыль идет солнце,
бросают записки в бутылки,
запечатывают сургучом упований,
держась на поверхности скуки,
боясь утонуть вдали от пустых островов,
где друг друга зовут
электрическим звуком и жестом, --
или на асфальтовых отмелях,
не признающих следов...
Никогда не бывшие все же,
наполнив аквариум ночи
доверху плотью пространства,
сидят и едят цветы...
В тенях суетятся ничейные птицы,
прыгают с ветки на ветку,
бьются в сетях паутины...
Блуждает поезд в длинных туннелях планеты,
курим сквозь водосточные трубы...
Сто тысяч лет пути
до ближайшего острова света.
А значит, практически мы одни...

Король оказался рядом, склонился перед Ритой и резким движением разорвал платье у нее на груди. Потом он впился в ее правый сосок долгим болезненным поцелуем, а она просто смотрела на это чуть свысока, безразлично и бесчувственно, как на еще один эпизод бытия, вдруг ставшего непонятным.

Страх и отвращение пришли позже, когда человек отпустил ее и она увидела влажный розовый бутон, распускающийся на месте ее соска. Бутон раскрывал лепестки, а на каждом из них копошились какие-то черные насекомые, гнездившиеся у нее в груди...

Король с улыбкой смотрел на нее снизу, и вдруг она осознала, что у него не человеческое лицо, а звериная морда. Оборотень с дикими искрящимися глазами был рядом, огромный красный язык, похожий на фаллос, свисал между желтоватыми клыками, а морда уже тянулась к ее горлу. В ту же секунду она поняла, что манекен все-таки был трупом с обглоданными конечностями и сожженными волосами...

Она тихо завыла от ужаса, повернулась и побежала на тонких подламывающихся каблуках, слыша сзади тяжелое дыхание животного.

В результате кошмара, пережитого наяву, Рита сильно изменилась. Теперь, когда она обрела первозданную свежесть восприятия, контора показалась ей церковью чужой религии -- религии гораздо более бесчеловечной, чем сатанинские культы, потому что здесь не осталось вообще никаких человеческих измерений. Где-то в сокровенной глубине был спрятан алтарь, или надгробие, или просто Место Нестерпимого Страха; любое из смертоносных течений, не говоря уже о короле-оборотне, могло занести ее туда...

Если бы Рита хоть что-нибудь соображала, она поняла бы, что превратилась в ничто.

*    *    *
Снаружи была глубокая ночь. В ней сияла холодная злая луна, очертившая айсберги мусорных куч и бастионы из мертвых монстров, созданных доисторической человеческой расой.

Рита выскочила в ледяное безграничное пространство, и церковь сразу же уменьшилась, cъежилась, провалилась во тьму вместе со своим двуликим отцом. Остался только отголосок его воя, слюна прощального поцелуя на груди под разорванным платьем и воспоминание об опасности, притаившейся между клыками....

Теперь она знала точно, что люди давно исчезли с лица этой изменившейся земли, вся история была ошибкой, а любая индивидуальная история -- диким заблуждением, сном слепого, грезящего о красках...

<...>

Категория: Рассказы | Добавил: dash | Теги: Свалка, рассказ
Просмотров: 467 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ссылки
  • Книги Андрея Дашкова на ЛитРес
  • Книги Андрея Дашкова в Andronum
  • Писатель-фантаст Андрей Дашков
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Статистика
    Рейтинг@Mail.ru
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    © Дашков А.Г., 2010-2016