Мистический триллер, психотриллер, хоррор. Что не так? - Форум
Андрей Дашков
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Форум » Форум 1 » Архив » Мистический триллер, психотриллер, хоррор. Что не так? (Проблемы направлений)
Мистический триллер, психотриллер, хоррор. Что не так?
dashДата: Суббота, 22.01.2011, 03:58 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 158
Репутация: 5
Статус: Offline
Мистический триллер, психотриллер, хоррор. Почему эти направления в исполнении русскоязычных писателей не приживаются на "одной шестой суши"? В чем причины? В дезориентированности массового читателя? В пресловутом "специфическом менталитете"? В отсутствии или недостаточности грамотного "пиара"? Или все проще - в отсутствии хороших писателей?
Для начала - цитата из классика:
"Надоело все одно и то же, хочется про чертей писать, про страшных, вулканических женщин, про колдунов, но, увы! требуют благонамеренных повестей и рассказов из жизни Иванов Гаврилычей и их супруг". (Из письма А. П. Чехова к Е. М. Шавровой от 4 декабря 1894 г.)
 
CALYPTICДата: Воскресенье, 23.01.2011, 02:20 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 32
Репутация: 4
Статус: Offline
Наверное на литературу 19-20 века на территории Российской империи всегда возлагались обязательства поучительно-воспитательные, патриотические.... Но, не только писателям писать про чертей хотелось, но и читателям читать об этом хотелось, это подтверждает, например, успех Гоголя smile Вообще Вы нашли удивительную цитату biggrin .Кто б мог подумать... Что Чехову хотелось писать хоррор... )))
 
evaДата: Понедельник, 24.01.2011, 23:23 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 4
Статус: Offline
Во времена царя-батюшки была цензура, как известно. И все, что выходило за рамки понимания цензоров или вредило государю, естественно отсекалось. Это, так сказать со стороны писателей. Читатели же, напротив, мне кажется были менее сентиментальны и ранимы - им хотелось чего-то покруче. Сейчас же несколько иначе, мне кажется. Писателей так уже никто не "прижимает", так что пусть они пишут все, что им хочется, что душа просит. Но читатели сейчас изменились. Я, например, с особым трепетом читаю удавшиеся фразы - вкусные фразы во всех отношениях - с точки зрения языка, повествования, сюжета, но вот насилие мне чуждо. В любом проявлении. И так как в жизни сейчас насилия становится все больше, к сожалению, то читатать хочется либо то, как выжить в этом мире либо то, в чем насилие отсутствует. Вот еще пример. Взяла почитать Жозе Сарамаго Воспоминания о монастыре и была просто поражена нравами той эпохи - люди с радостью ходили на аутодафе - им был приятен запах горящей плоти, вид недогоревших останков грешников.... Это было чем-то обденным - сжигать, мучить людей. Люди говорили об этом, обсуждали детали действа... Может, души у нас разные - мы более чувствительны что ли. В любом случае - вопрос интересный. И писатели, в частности, А. Дашков, - глубокий, тонкий психолог, искусно владеющий языком, - на высоком уровне. Но тут можно задать встречный вопрос - почему именно хоррор, почему именно средствами насилия, страшными сценами хотелось выразить то, что внутри?

Сообщение отредактировал eva - Понедельник, 24.01.2011, 23:39
 
Aron_Ben-HauzenДата: Вторник, 25.01.2011, 12:21 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 1
Статус: Offline
Мне представляется, что причины явления, о котором мы говорим, большей частью финансовые. Редакторам выгоднее печатать "раскрученных" авторов. А "раскрутить" настоящий хоррор как жанр, в ситуации, когда народ "устал от насилия" (как пишут те, кто никого и никогда не насиловал, так что, казалось-бы, с чего уставать?) в настоящий момент невозможно. Масса человеческая нигде и никогда не любила расстроиться и почувствовать страх. Когда-то в Дании жили и писательствовали одновременно два человека Ганс Андерсон и Сёрен Киркегор (автор книги "Страх и трепет" и предтеча всего будущего философского и литературного экзистенциализма). Кого из двух вы помните по имени?.. То-то.

Сообщение отредактировал Aron_Ben-Hauzen - Вторник, 25.01.2011, 12:46
 
Golem01Дата: Вторник, 25.01.2011, 13:20 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 1
Статус: Offline
А я не согласен с Ароном. Меня за всю жизнь столько насиловали и пугали, что я уже ничего не боюсь. Страх, он должен изнутри исходить. А это достигается при чтении только настоящего хоррор, а не ерунды, где страх пытаются вызвать, только называя страшные вещи СТРА-А-АШНЫМИ, или через физиологическое отвращение, способное вызвать ужас только у очень впечатлительных натур. Страх - очень сильная эмоция, имеющая право быть двигателем любого литературного и не литературного действия наравне с желанием (любовью) или другой страстью. Что же до основного вопроса темы, то ответа я не знаю и мнения своего не имею. Я просто хочу читать хороший хоррор, а его мало.

Сообщение отредактировал Golem01 - Вторник, 25.01.2011, 13:25
 
dashДата: Вторник, 25.01.2011, 15:38 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 158
Репутация: 5
Статус: Offline
Сдается мне, отчасти имеет место проявление синдрома "нет пророка в своем отечестве". Есть и объективные причины. В определенный период, с момента, когда стало можно печатать ВСЕ, произошел захват пустующей территории. Обозначенные ниши (мистический триллер, хоррор) оказались почти полностью заняты зарубежной литературой, причем очень высокого качества: Кинг, Баркер, Симмонс, Сомтоу, Гейман и т. д. Книг множество, только успевай переводить - у зарубежников ведь не было вынужденного перерыва "на советскую власть". А наши в это время только начинали писАть. Возвращаясь к переводной литературе: заданы высокие стандарты, участки застолблены. Не исключаю, что для некоторых писателей возникал и время от времени возникает вопрос: куды крестьянину податься? Детектив? Мелодрама? Женская фэнтези cool ?
А с Ароном согласен; не единожды слышал от молодых, здоровых и вроде не очень обремененных проблемами: мол, хотим читать то, что "не грузит".
 
CALYPTICДата: Вторник, 25.01.2011, 19:49 | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 32
Репутация: 4
Статус: Offline
Есть у меня один знакомый художник, состоятельный человек... Который уже много лет кроме натюрмортов ничего не пишет. Мотивация: натюрморты и исполнении просты, продаются хорошо. Думаю, в литературе такая же ситуация: и издатели, и писатели нащупав один раз доходную тему перестают совершать творческие эксперименты и подвиги dry

Добавлено (25.01.2011, 19:49)
---------------------------------------------
Про читателей могу добавить: на литературу, как и на одежду всегда была мода. В прежние времена высшим шиком было прочитать всего Достоевского или Толстого, а если не прочитать, то просто поставить на полочку в книжном шкафу. Позже начались моды на Кафку, Кортасара...Но это действительна была хорошая литература, но "вирус сноба" был выведен: "Как ты не читал Достоевского... Акунина... Пелевина... Какатюху"... Какатюха- что за автор, что написал? Но я видел целый ряд телепередач ему посвященных... волей-неволей зайдешь в магазин полистать его книжечку, (фуфло). Но это фуфло уже раскупили те, кто нечаянно посмотрел телепередачу в воскресенье biggrin Слишком много в книжных магазинах фуфла. Среди него найти хорошую литературу сложно.

 
coredДата: Вторник, 25.01.2011, 19:52 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 2
Статус: Offline
В одном из своих многочисленных предисловий к романам (которых у Дашкова, кстати, нет совсем), Стивен Кинг сказал примерно так: "В искусстве писателя самое большое мастерство требуется для того, чтобы напугать читателя, и чтобы его рассмешить. Если недотянуть хотя бы чуть чуть, реакция читающего будет с точностью до наоборот. Иными словами, жалкое зрелище". Или это была его книга "О ремесле?". В общем, намек ясен. Требуется филигранная работа пером и полная искренность в изложении. Столь высокие качества могут отнюдь не наличествовать у успешно печатающихся ныне "авторитетов". Так что преуспеть здесь не так-то просто. Хотя, как постскриптум, скажу лично от себя, что ужасами Кинга не считал никогда. И король он по другой причине...
 
Golem01Дата: Среда, 26.01.2011, 01:42 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 1
Статус: Offline
Вы cored можете, конечно, "не считать Кинга ужасами", но со стороны это выглядит как оригинальничание, всё равно, что быть не согласным с энциклопедией. Но вопрос-то не в Вас, а в читательской аудитории. Что-то не верится мне, что она способна уловить, как вы говорите "филигранную работу пером", следовательно ответ на поставленный вопрос где-то совсем в другом месте, популярность жанра вряд ли как-то связана с качеством текстов. Для подтверждения последнего высказывания предлагаю просто посмотреть на другие (популярные!) жанры...
 
Aron_Ben-HauzenДата: Среда, 26.01.2011, 10:31 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 1
Статус: Offline
Тут вы правы Голем, популярность и автора, и жанра в целом зависит сегодня напрямую только от вложенных денег, все остальные зависимости - косьвенные.
 
dashДата: Среда, 26.01.2011, 11:14 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 158
Репутация: 5
Статус: Offline
Да, нравится нам это или нет, но прав Арон и прав Calyptic (сообщение 7). Давайте прямо скажем, что в сознании массового читателя (да и не только массового, а самого лучшего - того, который находится в поиске и разбирается в литературе) прочно закреплен стереотип: книги определенных направлений - это априори литература второго сорта. Многое, если не все, зависит от денег, вложенных в раскрутку, и от прикрепленного к произведению или к писателю ярлыка. В этом смысле больше всего повезло тому, кто заранее успел позиционировать себя (или издательство постаралось) как постмодерниста. И что бы он теперь ни печатал - будь то перепевы детских сказок или описание секса с сивой кобылой в лунную ночь - все будет считаться Большой Литературой, а если читатель этого не понимает, то, значит, не дорос, не постиг глубины, не разгадал двойные коды, не прохавал фишку. И те приемы, за которые поносят, например, детективщика или автора триллера, в постмодернизме проходят "на ура". А что касается того, как "работает" ярлык, то, как ни крути, момент истины наступает тогда, когда потенциальный читатель заходит в книжный магазин и останавливается перед шкафом с надписью, например, "Современная проза" (кстати, интересный термин - видимо, подразумевается, что остальная проза то ли несовременна, то ли написана безнадежно отставшими от жизни). Подозреваю, что многие читатели даже не заглядывают в "не свои" разделы. Конечно, утрирую, но, напиши ты даже трижды гениальный роман, если он будет издан в серии "Грезы домохозяек", то так и останется твоей первой и последней книгой, и, что почти столь же печально, обманута будет в первую очередь домохозяйка, купившая сей опус с целью насладиться любовью Педро к Хуаните.
 
Golem01Дата: Среда, 26.01.2011, 11:39 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 1
Статус: Offline
О, да! Представляю себе, какой суп и из чего приготовит бедная домхозяйка, зачитавшсь "Войнами некромантов" tongue ...
 
evaДата: Среда, 26.01.2011, 13:03 | Сообщение # 13
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 4
Статус: Offline
Господа, мне кажется, несколько отклонились от темы. Мистический триллер, психотриллер, хоррор. Почему эти направления в исполнении русскоязычных писателей не приживаются на "одной шестой суши"? В чем причины? В дезориентированности массового читателя? В пресловутом "специфическом менталитете"? В отсутствии или недостаточности грамотного "пиара"? Или все проще - в отсутствии хороших писателей?
Думаю что все еще проще - гениальное произведение обречено стать гениальным априори, на какой полке оно бы ни стояло. Среди домохозяек (раз уж о них вспомнили) тоже немало таких, которые "раскрутили" бы гениальное творение по "своим" каналам. Но сначала книга должна быть напечатана. А издательствам "спокойнее, надежнее" печатать серии "раскрученных" книг, чем 1-2 неординарных, пусть и потенциально перспективных. А еще специфика нашей жизни. Частая смена власти - а стало быть идеологии - совсем даже не способствует формированию определенной массы читателей в своих направлениях. Ведь людям просто приходится выживать - порой не до книг. Зарубежному читателю с десятилетиями устоявшейся жизнью проще определиться с пристрастиями.
 
Golem01Дата: Среда, 26.01.2011, 14:11 | Сообщение # 14
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 1
Статус: Offline
Простите eva, на домохозяек вышли случайно. Любим их в любом виде и вне зависимости от их литратурных вкусов. Вот только еть большая разница между успехом книги у них и успехом вообще, и ещё большая, между успехом вообще и, как Вы пишете, "гениальностью", которая отнюдь не означает громкий успех. Вспомните хотя бы "Хромую судьбу".
 
evaДата: Четверг, 27.01.2011, 00:02 | Сообщение # 15
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 4
Статус: Offline
А Вы очень удачно вспомнили "Хромую судьбу". Там есть перлы, которые очень хорошо сочетаются с нашей темой, более того - тянут на дополнительные темы для обсуждения. Цитирую:
1. ...Нужен какой-то особенный читатель читать такие книги.
2. ...талант писателя, талант читателя...
3. ...не может быть награды за муку творческую. Мука эта сама заключает в себе награду...
4. ...изпитал - измеритель писательского таланта.... ....найвероятнейшее число читателей ... текста....
5. ...Мировая культура еще не созрела, чтобы принять в свое лоно....
 
Форум » Форум 1 » Архив » Мистический триллер, психотриллер, хоррор. Что не так? (Проблемы направлений)
Страница 1 из 212»
Поиск:

© Дашков А.Г., 2010-2016